4 ноября совершается празднование Казанской иконе Божией Матери

 

Празднование Казанской иконе Божией Матери было установлено в благодарность за избавление Москвы от поляков в 1612 году. В Смутное время русская земля подверглась нападению польских войск, глумившихся над православной верой. По призыву святителя Ермогена, Патриарха Московского, русский народ встал на защиту веры и Церкви. В ополчение, возглавляемое князем Димитрием Пожарским, прислали из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. 

Когда ополчение подошло к Москве, архиепископу Элассонскому Арсению, находившемуся в плену у поляков в осаждённом Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». 

Установление праздника

 Москву освободили от польско-литовских интервентов 4 ноября (22 октября) 1612 года. В память о событии в Москве при царе Михаиле Феодоровиче было особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери — святыни русского ополчения. Впервые службу «осенней Казанской» совершили 4 октября 1613 года во Введенском храме на улице Сретенке, где находился московский список образа. 

В память об этом в храм на Сретенке стали ежегодно совершать большие крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля. Об этом говорит составленное при Патриархе Филарете в 1621–1622 годах «Сказание действенных чинов», содержащее и описание торжественных служб этого дня с участием царя и Патриарха. 

В 1649 году царь Алексей Михайлович установил общерусское празднование Казанской иконе Божией Матери. Согласно составленному Московским митрополитом Платоном (Левшиным) «Учреждению о крестных ходах» (1800), в дни празднования Казанской иконы — 8 июля (21 июля) и 22 октября( 4 нояьря) — к участию в крестных ходах назначались все московские храмы (по торжественности это было сопоставимо лишь с крестными ходами «на Иордань» в день Богоявления).