День прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца

25 мая Православная Церковь вспоминает день прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского

Спустя 40 лет после мученической кончины Патриарха Ермогена, в феврале 1652 года, повелением царя Алексия Михайловича мощи святого перенесли из Чудова монастыря в Успенский собор Кремля. При открытии гроба останки оказались «целы, нетленны и благоухание испущающи». В 1812 году французы выбросили мощи Патриарха на пол собора, где их и нашли по уходе неприятеля сияющими нетлением. Когда готовилась коронация императора Александра III, со стены Успенского собора сорвался камень и пробил самый гроб Патриарха — его мощи вновь предстали нетленными… В юбилейные для династии Романовых 1912–1913 годы почитатели памяти святителя обратились к Святейшему Синоду с ходатайством о причтении Патриарха Ермогена к лику святых как великого молитвенника за Русь Православную. Синод представил государю Николаю II доклад, в котором изложил свое решение: «Мученически скончавшегося Патриарха Ермогена признать в лике святых…» На докладе император собственноручно начертал: «Прочел с чувством истинной радости».

Патриарх Ермоген ревностно относился к сохранению чистоты богослужения Русской Православной Церкви. По его благословению были изданы Евангелие, четыре Минеи Месячные, напечатан «Большой Верховный Устав». При этом святой тщательно наблюдал за исправностью этих богослужебных изданий. По его благословению перевели с греческого языка службу апостолу Андрею Первозванному и восстановили празднование его памяти в Успенском соборе Кремля. Под его руководством возвели новое здание типографии и сделали станки для печатания богослужебных книг. Священномученик Ермоген составил «Сказание о Казанской иконе Божией Матери» и службу этой иконе, издал богослужебный сборник, написал послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках, «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения», обличающее священнослужителей в многогласии — одновременном отправлении разных частей службы для её ускорения, а мирян в неблагоговейном отношении к богослужению.