Главная / Публикации / Интервью с директором Палехской иконописной мастерской
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Интервью с директором Палехской иконописной мастерской

 

Александр Гусаковский рассказывает о современной иконописи, иконописных канонах и традициях.

 Палехская школа является известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Расскажите о вашей школе иконописного мастерства, о вашей команде и художниках.

Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Палех — это старинный иконописный центр, в котором много потомственных иконописцев.   У нас был собран творческий коллектив, в котором художники придерживаются устоявшихся традиций школы. В настоящее время в нашей команде задействовано 70 художников , 5 иконописцев являются потомственными художниками. Сейчас в Альметьевске в Казанском кафедральном соборе, в зависимости от времени и задач, трудятся 10 художников-иконописцев.

Александр Владиславович, в какое время художники вашей мастерской приступили к росписи в Казанском кафедральном соборе г. Альметьевска? На каком этапе сейчас ведутся работы?

По благословению Епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, в 2014 году были начаты работы по росписи в храме. Мы стали делать такую серьезную работу, изначально расписали алтарь и купол, и далее в центральном поясе храма изобразили все семь Вселенских Соборов. Стоит отметить, что в России мало таких соборов, для которых роспись ведется в таком сложном исполнении. В настоящее время работы по росписи в храме продолжаются. В планах расписать  вторую половину Собора – это колоны и притвор храма.

Расскажите о своей жизни? Как Вы нашли свое предназначение?

— Я родом из города Ижевска. В 1992 году получил высшее образование в Санкт-Петербурге по специальности технолог.  После окончания учебы стал заниматься организацией выставок в Европе и Санкт-Петербурге. Когда я приехал в Палех, полюбил его и благодаря жене, она по образованию художник и работает в нашей команде, продолжил свой путь в направлении художественной живописи и иконописи.  Этим делом живу более двадцати лет, а  в 2006 году была основана Палехская   иконописная мастерская.    В настоящее время являюсь  руководителем «Палехской иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского» и ООО «Возрождение». У нас много разных направлений деятельности создаем иконы, поддерживаем современную лаковую живопись, развиваем такое интересное направление как  палехские шкатулки.

— Какие технологии Вы используете при создании иконостаса, росписи храмов? Применяются ли при работе современные технологии?

— Мы работаем традиционно, стараемся не уклоняться от древних традиций  палехской школы иконописи. Так используем темперу,  где вручную сводятся краски и  получаются различные пигменты.  Связующим веществом темперных красок служат эмульсии, чаще всего натуральные, к примеру, на яичном желтке.

При работе используем только самое  лучшее сусальное  золото, которое есть на рынке. Хочется отметить,  что при  росписи на стенах используем и современные технологи – это акриловые фасадные краски качественных фирм. И мы даем гарантию на светостойкость своих работ до 25 лет.

Какие каноны, по вашему мнению, должны быть соблюдены при  росписи храма и  создании икон?

— Дискуссии о канонах в иконописи продолжаются. Всегда при иконописи соблюдаются определенные иконы.  Как я полагаю, самым главным  для художников иконописцев  каноном служит — Евангелие, а икона – это Евангелие в красках.  В своей работе мы  стараемся ни на секунду не отступать  от этого принципа.

— Какие темы преобладают в росписи храма? Как художники приступают к своей работе?

— Самое главное, чтобы было дано благословение Владыки и далее  начинается сложный творческий процесс.  Мы делаем предварительные эскизы, ведется подготовка рабочих материалов.  Относительно тем росписи, тоже существуют определенные правила. В Альметьевском Кафедральном соборе  по благословению епископа Мефодия, как было сказано ранее,  мы расписали в центральной части храма — семь Вселенских Соборов и отдельно были созданы мозаичные иконы, иконы  Святителя Николая и Божией Матери «Троеручицы». Также нашими художниками расписаны стены внутри здания епархиального управления г. Альметьевска.

 — Каким, по вашему мнению, должен быть храм по окончании росписи?

Главное, чтобы люди, когда  приходили  в храм, они обращали внимание на созданные художественные образы,  и   им хотелось  изучать жития, лики Святых, праздники и сцены, изображенные на росписи. Важно, чтобы прихожане созерцали красоту внутри дома Божиего,  находили утешение и покой.

— Как бы Вы обозначали главную цель работы вашей иконописной мастерской?

— Нашей общей целью было и остается-  это внести посильный вклад в восстановление православных храмов, в возрождение лучших национально-культурных традиций, опора на которые является залогом подъема Российского государства.

Автор: Елена Архипова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *