ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

В Великом посту по воскресным дням совершается Божественная Литургия св. Василия Великого (а также в четверг и субботу Страстной Седмицы). По субботним дням, а также в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иерусалим совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Эти литургии в церковном обиходе называют полными, поскольку на них совершается возглашение Евхаристической молитвы, во время которого Святой Дух освящает и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

В остальные дни Поста Божественная литургия не совершается. Евхаристия – это всегда радость и торжество, а Четыредесятница – время сокрушения и покаяния. Поэтому Божественная литургия совершается только в те дни, которые отмечены особым, праздничным характером.

Однако аскетический подвиг, которые несут верующие в течение Поста, требует значительного и постоянного напряжения духовных сил, и причащение св. Христовых Тайн является наиболее действенным средством для их укрепления и преумножения.

Поэтому в течение Четыредесятницы по средам и пятницам, а также в праздник 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, четверг 5 седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египетской”), а также в дни храмовых праздников совершается особое богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров, – за которым происходит причащение Св. Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре храма.

Богослужебный чин Литургии Преждеосвященных даров восходит к глубокой древности. В ранние века истории Церкви существовал широко распространенный обычай. В древности все христиане причащались не только в храмах за Божественной литургией. Они получали св. Дары для того, чтобы отнести их больным и немощным, кто не мог присутствовать в храме.

Одна из самых красивых служб Великого поста – Литургия Преждеосвященных Даров. Но так как она совершается только во время Великого поста, очень мало людей с ней знакомы. 

Если полных Литургий у нас две – святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, то Литургия Преждеосвященных Даров – одна.  Каждый, кто бывал на этой службе, замечал, что в ней содержится множество песнопений из чина вечерни. Это не случайно и связано с тем, что в древности Литургию Преждеосвященных Даров служили вечером и присоединяли ее к вечерне, чтобы после длинных великопостных служб днем, не вкушая пищу гораздо больше обычного (с полуночи до вечера), причаститься Святых Христовых Тайн. Сейчас эту Литургию совершают утром, зная, что современному человеку сложно выдержать такую подготовку.

Также во время этой службы читают отрывки из Книг Бытия и Притч. Это связано с тем, что в Византии пост был временем обучения оглашенных, т. е. тех, кто желал креститься (а крестили всех в основном в Великую Субботу). Учитывая, что книги были очень дороги и позволить иметь их у себя дома могли только единицы, Ветхий Завет стали читать во время богослужения, чтобы научить оглашенных и напомнить всем остальным основы нашей веры. Ведь в Книге Бытия раскрывается христианское понимание устройства нашего мира, а Книга Притч содержит основы нравственной жизни.

Запоминающееся песнопение Великопостной литургии – песнопение «Да исправится молитва моя». Этот отрывок из 140-го псалма, не что иное, как великий прокимен – четыре стиха из псалма с припевом. 

На Литургии Преждеосвященных Даров тоже есть Херувимская песнь, но другая – «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат». Это одно из самых древних песнопений Литургии Преждеосвященных Даров.

Примечательной особенностью этой службы является и то, что последняя молитва богослужения – заамвонная, тоже не такая, как на обычной Литургии. В частности, в ней есть такие строки: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…» Пасха – вот та цель, к которой мы должны явиться уже как победители греха.
Взгляд на историю богослужения всегда помогает понять его глубже и тем самым более деятельно и осознанно в нем участвовать. 

Источник: Православие.ру; Правмир.ру