Неделя о Страшном Суде

В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: «человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, мне будет легко всё исправить». Определили же здесь (вспоминать) этот страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздаёт каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душе подобает прийти и Судии, некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, то к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней — конец всех дней и самого мира. Пост же на мясо установили в эту неделю ради страха Судного Дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним.

Неделя мясопустная — заговение на мясо

В Неделю мясопустная, так как в этот день происходит заговенье на мясо. На Литургии в Неделю мясопустную читается Первое послание к Коринфянам (1 Кор. 8:8–9:2): «Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся…», то есть: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Это апостольское чтение говорит не о посте — иначе возникло бы недоумение, зачем поститься, и святитель Феофан Затворник прямо предупреждает от такого вывода, говоря, что «неосновательно прилагать слово апостола к постам!» (Толкование на 1 Кор. 8:8). Это пища сама по себе не является ни добром, ни злом — но подвигом может быть отказ от пищи, если это совершается по любви к брату или послушанию Церкви. Апостол далее говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8:13). В стихирах «на хвалитех» Недели мясопустной пост назван «царицей добродетели», которая приблизилась, чтобы подать верным «множество благ»: успокоить «страстей смятение» и согрешивших «примирить с Владыкой»