Слово архимандрита Мефодия (Зайцева) при наречении во епископа Альметьевского и Бугульминского

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

Благоговея пред всемогущим промыслом Божиим сердцем, исполненным смирения пред вашей святыней, трепет испытал я, когда слуха моего достигла весть об избрании меня на епископское служение — служение Всеблагому Творцу-Богу, во Святей Троице славимому!

Пред взором моим встали образы богоносных мужей древности – светильников Церкви Христовой, избегавших сего служения, почитавших себя недостойными его.

Святитель Григорий Богослов писал, что тому, кто хочет проходить епископское служение, надо «прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других» («Слово защитительное по случаю удаления в Понт»).

Вспоминается и смиренный ответ преподобного аввы Сергия Радонежского святителю Алексию, призывавшему его ко архиерейству: «Выше меры моея есть дело сие…»

Если так говорили и писали о святительском служении угодники Божии, то что же сказать мне? Ныне предстоя пред вами, Святейший Владыка и честные архипастыри, исповедую пред вами немощь свою.

Однако страх и трепет, наполнившие мою душу, постепенно перешли в смиренную покорность промыслу Божию, тако о мне недостойном возблаговолившему.

Взирая на уже пройденный путь, я не могу не видеть в нем проявлений чудного водительства Божия.

От юности промысл Божий приблизил меня к святому храму апостолов Петра и Павла, который поистине стал для меня школой христианской жизни. Первые шаги в доме Божием я делал под мудрым водительством нашего владыки, епископа Казанского и Марийского (ныне архиепископа Казанского и Татарстанского) Анастасия, навсегда ставшего для меня примером жертвенного служения Церкви и народу Божиему. Мой духовный наставник — игумен Иоанн (ныне архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский) — своим строгим образом жизни, неукоснительным соблюдением правил и уставов Церкви сподвиг меня к желанию отречься от мира и стать монахом. С благодарностью вспоминаю и моего монастырского руководителя архимандрита Всеволода, чьими поистине подвижническими трудами восстала из руин поруганная святыня нашего края — Раифский Богородицкий мужской монастырь. Годы служения в Богородице-Успенском мужском монастыре на острове Свияжск, у святых мощей его основателя святителя Германа, архиепископа Казанского, стали новым этапом: здесь, в тишине и уединении от суетного мира, мной были принесены монашеские обеты и принят сан священства. В постриге я был наречен в честь равноапостольного Мефодия, учителя и просветителя славянских народов. Шесть лет жизни на святом острове были посвящены и получению образования в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и, что самое главное, осмыслению выбранного мною иноческого пути.

Промысл Божий проявлением воли правящего архиерея направил меня недостойного на служение в Благовещенский собор казанского кремля, построенный и освященный трудами и молитвами первосвятителя Церкви Казанской святителя Гурия, просветившего светом веры Христовой нашу землю. Последним (до нынешнего дня) местом моего служения в Казани стал Свято-Введенский Кизический мужской монастырь, где на меня возложено было послушание настоятеля. Из сей обители Господь призывает меня ныне на епископское служение. Силы мои немощны, и душа моя трепещет пред величием предстоящего служения, но в этом смятении меня утешают слова Господа, сказанные апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).

Верую, что Подавший труды подаст и силы к их совершению.

Уповая на непреложную помощь Божию, я уповаю также и на предстательство Царицы Небесной — хранительницы и покровительницы Отечества нашего, благоволившей явить во граде нашем Казани Свой чудный образ. Великую силу и помощь вижу в заступничестве моего покровителя — равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, простираю свой взор и к сонму святых земли Казанской — святителям, мученикам, преподобным, освятившим своими подвигами сей край, в котором и мне, недостойному, надеюсь, надлежит потрудиться.

Умолкает язык мой в благоговении пред промыслом Божиим.

Ваше Святейшество, милостивый отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю, вступая на жертвенное, крестное и славное сие поприще.

И теперь я прошу Вас, Святейший Владыка, и вас, достойные святители Церкви, помолитесь о мне, грешном и недостойном, да подаст мне милостивый и всещедрый Господь «всякое даяние благое и всяк дар совершен» (Иак. 1:17), дабы благодать Святого Духа осенила меня через возложение ваших святительских рук и дала мне силы пребывать верным до конца в моем служении Церкви, «право править слово Истины» и обрести милость в день Судный праведного воздаяния Божия! Аминь!