ВЕЛИЙ ЕСИ, ГОСПОДИ

О чине Богоявленского освящения воды.

  Великая агиасма — церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных элементов тварного мира получает Божие благословение и освящение.

Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека в общение с Богом.

Традиция совершать великое освящение воды на праздник Крещения Господня — одна из самых известных и почитаемых в Православной Церкви. В ее основе лежит древнейшее церковное предание о призывании благодати Божией на воду, предназначенную для таинства Крещения оглашенных, а также с IV века отождествление 6 января (здесь и ниже все даты приводятся по юлианскому календарю — «старому стилю») с днем Крещения Самого Господа Иисуса Христа.

Всем вам известно, что в Церкви существует два чина освящения воды – «малое» и «великое» освящение. Они совершаются в разное время и для разных целей. А с чем связано великое освящение воды?

Великое освящение воды восходит к Таинству Крещения. Мы знаем, что Иоанн Предтеча совершает крещение над Христом в реке Иордан, и Христос освящает ее воды. Мистически вода Таинства Крещения – это вода Иордана. Мы крестимся во Христа, географически – в ином месте, мистически – в том же самом месте в той же воде.

Первое свидетельство о святой воде Крещения – «Дидахе» — этот документ говорит о крещении в проточной воде, то есть в реке. Святой Ириней Лионский упоминает о крещении через святую воду и призывание Господа. Тертуллиан говорит: «любая вода освящается, как только призывается Бог». Памятник 3 века, «Апостольское предание», упоминает об крещальном освящении воды. Святитель Василий Великий говорит, что крещальное водоосвящение – древнейшее устное Предание Церкви. Что объединяет эти цитаты? Мы не видим, чтобы воду кто-то специально освящал в какой-то установленный день, хотя само представление о святой воде есть. Особую молитву над водой поначалу никто не читал, а начинают читать ее примерно с 3 века.

Со временем появляется праздник Богоявления. По старому стилю он отмечается 6 января. Это праздник, который в Церкви является одним из самых древних, древнее его только Пасха и Пятидесятница. С Богоявления отсчитываются многие календарные циклы, поэтому оно отмечается в январе: в древнем Риме год начинался с января. В январе, например, вступали в обязанности римские консулы. Появляется праздник Богоявления, по-видимому, в Александрии. В 3 веке это один-единственный праздник, включающий в себя почти все события земной жизни Господа Иисуса Христа. Постепенно, со временем, появляются и отдельные праздники для всех этих событий.

Обычай набирать воду в полночь с 18 на 19 января также очень древний. Есть древние свидетельства о необыкновенных свойствах этой воды. Так, Епифаний Кипрский говорит о случаях превращения такой воды в вино и связывает это с чудом в Кане Галилейской. Иоанн Златоуст пишет, что эта вода хранится целый год и происходит явное знамение: на протяжении года, двух и более она остается такой же свежей.

О молитве великого водоосвящения. Этот обычай, согласно письменным источникам, пошел от Петра Гнафевса, монофизитского патриарха 5 века, хотя имя Божие над водой призывалось и ранее. Эта молитва распространяется по всему христианскому Востоку. Что нужно знать о молитве водоосвящения? Она напоминает евхаристическую молитву, анафору – и текстом, и структурой, и тем, что содержит эпиклезу – то есть призывание Святого Духа.

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих.

«Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

Богоявленская вода – великая святыня. Она называется «святая агиасма». Благоговение к ней особое. В день Богоявления она используется для окропления людей, животных, помещений. Ее принято вкушать натощак, и относиться к ней следует благоговейно.