Значение Херувимской песни

Херувимская песнь на Божественной Литургии является моментом перехода от подготовительной части Литургии к кульминационной, евхаристической части.

Когда заканчивается Литургия оглашенных, и начинается Литургия верных, когда поется Херувимская песнь, затем совершается Великий вход, в результате которого Святые Дары переносятся с жертвенника на престол.

Свое название Херувимская песнь берет из Ветхого Завета, и основывается на видениях пророков Исаии и Иезекииля.

Эта песнь служит нам напоминанием, что ангелы на небе служат у престола Божьего, а мы, находясь в церкви, где незримо присутствует Господь, славословим Его также, как ангелы славословят Его на небесах.

А введена в богослужебную практику Херувимская песнь была при императоре Юстиниане II, для того, чтобы верующие прониклись самыми благоговейными чувствами перед Святыми Дарами

Херувимская песнь делится на две части: одна из которых поется до Великого входа, до того момента, когда священнослужители выходят со Святыми Дарами и поминает предстоятелей Церкви и всех православных христиан, а вторую часть хор заканчивает после поминовения возгласом «Аминь».

По сути, современный вид Херувимской песни является сокращенным вариантом раннего песнопения, которое использовалось на Литургии апостола Иакова.
Теперь же древний, полный вариант песни используется в Великую Субботу на Литургии Василия Великого.

Сейчас Херувимская песнь исполняется на Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста, кроме Великого Четверга и Великой Субботы, поскольку заменяется другими песнопениями, а на Литургии Григория Двоеслова (Преждеосвященных Даров) Херувимская песнь заменяется также другим песнопением.