Праздник Крещения Господня, или Богоявление — день, когда Церковь вспоминает сразу несколько великих событий. Во-первых, это, конечно, явление Пресвятой Троицы после того, как Господь наш Иисуса Христос принял Крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордан. А во вторых нужно помнить, что исторически, много веков назад Крещение вместе с Рождеством Христовым составляли единое церковное празднование явление Господа людям, начало Его земного служения и проповеди (отсюда и несколько иное понимание слова Богоявление — не только, как явления Святой Троицы).
Этот праздник начинается, как и Рождество, службой Сочельника, когда в храме читаются ветхозаветные тексты, повествующие о том, как не только люди, но и вся земля ждала пришествия в мир Спасителя, Который бы принёс людям возможность вновь вернуться к Богу. И почти во всех эти паремиях (а именно так называются богослужебные чтения Ветхого Завета) мы слышим истории так или иначе связанные с водой и жаждой. Но образ воды здесь очень глубок, ведь речь тут идет о Господе, в руках которого, как мы знаем, источник воды, текущей в жизнь Вечную — спасительное Христово учение, всесильная Благодать Божия, живая вера христианская. Под образом же жаждущей пустыни или жаждущих людей нужно понимать жажду спасения, жажду по слову Божьему, по Его помощи.
И вот пророчества сбываются, и является Христос: Рождается Он в бедной Вифлеемской пещере, проходит Обрезание, терпит жестокие гонения от нечестивого Ирода, а после всего это приходит на Иордан чтобы принять Крещение от Своего Предтечи Иоанна. И какое смирение, какую любовь мы видим в этом явлении Господа! И в довершение чуда Богоявления впервые в истории Бог открывается людям как Святая Троица: Бог Дух Святой нисходит на Сына Божиего Иисуса Христа, и слышится голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17).
Бог являет нам себя в этот день, и как бы говорит: «Ваш Господь такой — любящий, смиренный, кроткий. Вот к чему вам нужно стремиться, если ищете спасения душам вашим, вот за кем вам нужно идти, невзирая ни на какие преграды».
И такое глобальное значение у празднуемого ныне события, что ежегодно Бог, в память о Крещении о, дарует нам Свое чудо Крещенской воды, на которую нисходит особая благодать Божия, способная исцелять и освящать всякого искренне верующего человека.
Стоит отметить, что к Крещенской воде нужно относиться с благоговением, избегая при этом разных суеверий о «прощении через Крещенскую воду грехов» и тому подобного, ибо грехи нам прощаются только в Таинстве Крещения и на Исповеди. Ныне же будем со всей Вселенной славить Богоявление Господне, постараемся очиститься от греховной скверны, придем на Причастие, и тогда благодать, дарованная Господом Крещенской воде, обязательно пойдет нам на пользу и поможет в нашей духовной борьбе за наше спасение.