Главная / Публикации / ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

За Божественной литургией читается евангельская притча о блудном сыне, который получил от отца часть наследства и прогулял его. После того, как наследство закончилось, этот сын осознал свою греховность и со смирением возвратился в отчий дом, поклонился отцу и раскаялся в своих поступках. Отец, видя искреннее раскаяние, милосердно простил все и с радостью принял его.
Эта притча учит нас о необходимости покаяния в своих грехах для того, чтобы получить милость Господа.

У некоторого человека было два сына.
Два сына – это образы грешника и кажущегося праведника, которых мы лучше знаем, как книжниками и фарисеями.
Младший сын вырос, возомнил себя уже опытным в жизни и попросил отца, согласно закона Моисеева (Втор. 21:17), полагающуюся ему часть отцовского имения. По закону ему полагалась треть наследства, а старшему брату – две трети.
Получив желаемое, младший сын отделился от отчего дома и решил уйти жить самостоятельно в “дальнюю сторону”. На “воле”, без контроля отца, он пустился в блуд и быстро промотал свое богатство. Когда человек, наделенный от Господа духовными и телесными дарованиями, чувствует тягу к греху, он отвергает жизнь по Божиим Законам и начинает расточать свои дарования.

Настал великий голод.
Под голодом можно понимать любое бедствие. Но оно не приходит из ниоткуда, это Бог,  в наказание,  посылает зарвавшемуся в своих грехах человеку испытания, чтобы он остановился и покаялся. Слово “наказание” от Господа мы привыкли воспринимать, как гнев Божий, c “громом и молниями”, но лучше к нему относиться, как к синониму слова “указ, научение”.

Этому сыну пришлось “пасти свиней”, что для настоящего иудея было унижением, свинья считается нечистым животным. Когда грешник оказывается сильно привязанным к чему-то, внутри у него разжигается греховная страсть, которая часто доводит его до  унизительного состояния.  Сын уже находился в таком поверженном состоянии, что даже “рожков” никто ему не давал (прим. рожки — это плоды дерева, которыми питаются свиньи).

Наконец он, как после тяжелой болезни, которая сопровождается потерей сознания,  он все-таки сумел “прийти в себя”. Очнулся, начал оглядываться вокруг и понимание своей греховности стало приходить к нему.

Встану, пойду к отцу моему
 Это уже желание найти выход из тяжелой ситуации, он стал понимать, что необходимо выйти из греха и покаяться.

Согрешил против неба и пред Тобою
Сын вспомнил, как ушел из дома и отверг любовь своего Отца “и уже недостоин называться сыном твоим”. С этими словами начинается искреннее раскаяние грешника, смирение и осознание своих проступков.
Он уже искренне желает возвратиться в отеческий дом на любых условиях, пусть даже он будет там не как сын хозяина, а как обычный наемник “прими меня в число наемников твоих

Отец, увидев своего возвратившегося сына, с радостью встречает его, обнимает и целует его. Вместо одежды рабов, сыну приносят самые лучшие одеяния, в честь его возвращения устраивается пир. Таким образом, мы видим, насколько милосерден Господь к искренно раскаявшимся грешникам. А вместо потерянных через грехи даров и благ, Бог, по своей щедрости,  наделяет новыми.

Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся
Грешник, отдалившийся от Бога, тот же мертвец, поэтому обращение греховных людей к Господу – это как воскресение из мертвых.

В это время пришел старший брат, но узнав, по какому поводу веселье в доме, “он осердился и не хотел войти”.  Внешне праведный и строгий по отношению к закону, в душе это холодный и бездушный книжник и фарисей, который не захотел иметь никаких дел с мытарем и грешником.  Так же, как и фарисеи осуждали Иисуса Христа за общение его с “низкими” грешниками.

Вместо общей радости, старший сын стал выговаривать отцу о своих заслугах “вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего”. У него сидит обида на брата “а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка

Ты всегда со мною и все мое – твое
В этом ответе показывается, что фарисеи, у которых есть закон, имеют доступ к Богу и ко всем Его благам, но не владеют ими из-за своей жестокости и бессердечия.

Изречения святых отцов на евангельскую притчу о блудном сыне:

Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа

Прп. Ефрем Сирин

Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние

Прп. Нил Синайский

Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души

Свт. Иоанн Златоуст