В кряшенском приходе Альметьевской епархии прошло архиерейское богослужение

7 августа, в седмицу 9-ю по Пятидесятнице, в кряшенском приходе Архистратига Божия Михаила села Федотовка Лениногорского благочиния прошло торжественное праздничное богослужение, посвященное пятилетию со дня открытия храма. Возглавил Божественную литургию епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий.

Федотовка – единственное в Лениногорском благочинии кряшенское село. Здесь чтутся народные и национальные традиции, с трепетом относятся к вере. Старшее поколение разговаривает исключительно на кряшенском языке.

До революции в селе был деревянный храм, который разрушили в 30-е годы. Место для строительства нового храма выбрали самое лучшее – на пригорке. Строили всем миром, большую часть средств собрал выходец из села генерал-лейтенант Владимир Иванович Антипов. Строительство началось в 2007 году, а в 2009 храм был освящен. С тех пор каждую неделю Божественную литургию в храме совершает иерей Константин Петряев. Богослужения здесь проходят на церковно-славянском и кряшенском языках.

Нельзя передать словами те необычные чувства, возникающие, когда слышишь на Литургии не только церковнославянский язык. Владыке Мефодию сослужили настоятель храма иерей Константин Петряев, а также гости из Казанской и Чистопольской епархий протоиерей Павел Павлов и протоиерей Павел Чурашев. Священники давали возгласы на двух языках. На кряшенском прочитали и Апостол. Хор из Казани исполнил несколько песнопений на этом наречии. На церковнославянском пел архиерейский хор под регентством Раисы Киселевой.

Кряшены — один из самых загадочных народов России. Несмотря на то что кряшены внесены в перечень народов Татарстана как субконфессиональная группа татарского народа, официальный статус кряшен никак не закреплен и формально такой народности в Татарстане не существует. О значении кряшенского языка в православной богослужебной культуре рассказал настоятель кряшенского прихода г.Казани отец Павел Павлов:

«Мы называем наш язык «церковно-кряшенским». Богослужения на нем – это изюминка нашей митрополии, мы делаем все, чтобы ее сохранить. Это не просто, так как официально у кряшен нет статуса народа. А в церкви есть такая богослужебная традиция – литургия на кряшенском языке, которой уже более 150 лет. Многие народы не стерты с лица земли, потому что приняли православие – кряшены среди них. Церковь оберегает от забвения кряшенскую культуру».

«Святый Алла, Святый Кодрятле, Святый Улемсез, безне жарлыка!» — разносится по храму. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» — повторяет архиерейский хор. В душе у каждого звучит свое наречие, но главное, что вера в Бога у всех одна.

ФОТО