Священномученик Никита, епископ Бугульминский (в миру Фёдор Петрович Делекторский) родился в 1876 году в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор Петрович окончил Владимирскую духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.
В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника.
В 1907 году обстоятельства сложились таким образом, что семья распалась. В 1915 году отец Феодор окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В дальнейшем руководил хором Академии, написал юбилейный гимн к 1914 году. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов. Отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской духовной академии. Далее священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми.
В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея. При отступлении Белой армии он остался в Перми. В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг.
В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на Родину и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.
9 мая 1924 года постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.
Владыка Никита четырежды подвергался арестам. По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев (оппозиционеры в русском православии в послереволюционный период, повлекшее за собой временный раскол. Некоторое время активно поддерживалось большевистской властью, с целью разрушения канонической «тихоновской» Церкви). Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден.
В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей.
В 1927 году епископ Никита, очевидно, за несогласие с позицией власти в возрасте 51 года был уволен на покой. С этого времени начались его скитания, бездомная жизнь, которая продолжалась до мученической кончины. Жить он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. В 1930 году он был арестован в Москве у людей, дававших приют странникам и бездомным священнослужителям, здесь же в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса.
В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Милиционер пускал его ночевать в казармы, иногда даже поил чаем. Сам же Владыка голодал постоянно. Владыка тайно служил в храмах Орехово-Зуева, с 1935 года находился в розыске. Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей:
«Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с… жизнью, полной обмана, предательства и пошлости… Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите. 13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его в четвёртый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник со своими настоящими документами, когда местные жители нашли бумажник с документами Владыки, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение Святителя, так как в тех документах указывалось, что он епископ.
Владыку препроводили в Москву, в Таганскую тюрьму. Свидетели характеризовали Святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».
Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток. Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Власти считали епископа Никиту настолько опасным, что ещё до его ареста арестовали и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с Владыкой.
Епископ Никита Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
В настоящее время в Бугульме строится Храм в честь священномученика Никиты, первого епископа Бугульминского.