Геронда, что такое благоговение?
– Благоговение – это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. В своем уме он постоянно имеет мысль о том, что его тело есть храм Святаго Духа (1Кор. 3:16 и 1 Кор.6:19). И живет он просто, чисто и освященно.
Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния… Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, душа его внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же другие священные слова, он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю.
– То есть, Геронда, благочестие – это одно, а благоговение – другое?
– Благочестие – это одеколон, а благоговение – это фимиам. Для меня благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию, он становится приемником Благодати, и она естественно пребывает с ним.
Движения, поведение человека благоговейного, как аромат, передается другому, конечно, если в нем самом есть доброе расположение и смирение. Скажу тебе, что если человек не имеет благоговения, то он не имеет ничего.
Благоговейный же, будь он и необразован, всякую святыню видит чисто, видит ее такой, какая она есть в действительности. Он не ошибается ни в чем, что связано с божественными смыслами. Благоговейный человек – словно ребенок, не имеющий злого помысла о своих отце и матери, потому что своих родителей он любит, уважает и видит все, что они делают, добрым и чистым. Насколько же больше должно благоговеть перед Богом, Который ни с чем не сравним и во всем совершенен!
Тот, у кого нет благоговения, совершает ошибки, уклоняется в заблуждения относительно догматов. Я вижу, какие ошибки совершают те, кто не имеет благоговения и пишут толкования или комментарии на Священное Писание и святоотеческие творения.
– А каким образом нам помогает благоговейное поведение в храме?
– Когда идешь в храм, то говори в своем помысле: «Куда я иду? Сейчас я вхожу в дом Божий. Что я делаю? Поклоняюсь иконам, Богу»… Если, приходя в какой-нибудь мирской дом, мы стучимся в дверь, вытираем ноги и скромно присаживаемся, то как мы должны вести себя в дому Божием, где приносится в жертву Христос? Единою каплей Божественной Крови Он искупил нас от греха и после этого Он отдает для нашего уврачевания реки Своей Честной Крови и питает нас Своим Всесвятым Телом. Итак, все эти страшные и божественные события, когда мы возобновляем их в памяти, помогают нам вести себя в храме с благоговением.
Но на Божественной Литургии я замечаю, что даже в тот миг, когда священник возглашает: «Горе имеим сердца», и мы отвечаем: «Имамы ко Господу», тех людей, чей ум действительно устремлен к Господу, так мало! Поэтому нам лучше в уме говорить: «Да будем иметь наши сердца ко Господу», ибо наши ум и сердце все время пресмыкаются долу. Мы и лжем вдобавок, говоря «имамы», но не имея там, «горе» своего ума.
Однако есть и такие, кто имеет лишь сухое внешнее благоговение. Такие люди сухо говорят сами в себе: «Так, сейчас я вхожу в церковь, значит, надо аккуратно сесть, двигаться не следует, голову нужно склонить, а крестным знамением осенять себя вот так!». Все это хорошо, но чувствовать это нужно изнутри. Эти поступки не должны совершаться лишь внешне.
Понятно, что солнце не испачкаешь и Бога тоже не испачкаешь. Но дело в том, что самими же нами от неблагоговения овладевает нечистый дух.
В теперешних домах некуда выбросить какую-то освященную вещь, например, бумажку, в которую был завернут антидор. А я помню, что у нас в доме не шла в канализацию даже та вода, которой мыли тарелки. Она сливалась в другое место, потому что даже крошки освящаются, раз мы молимся до и после еды.
Будем, насколько возможно, внимательны ко всему. Хорошо будет после вкушения Антидора и Соборования протереть руки смоченной в спирте ваткой, а потом сжечь ее.
В одном доме, где мне как-то пришлось побывать, иконостас устроили под лестницей, хотя места имели предостаточно. А в другом доме хозяйка устроила себе иконостас перед канализационной трубой. «Хорошо, – спросил я ее, – как же это ты додумалась в таком месте сделать иконостас?» – «А мне, – говорит она, – здесь нравится». И не то, чтобы к востоку было это место, нет – к северу! Так как же после этого придет Благодать? «Кто имеет, – говорит Господь, – дастся ему и преизбудет у него, а кто не имеет, и то, что имеет, будет взято у него» (Мф. 13:12). Мы думаем, что имеем, но даже и то, что имеем, от нас отнимается.
Благоговение потихоньку теряется, и зло, которое мы видим, происходит от этого. От невнимания можно даже бесноватым стать…
Как Божественной Благодати приблизиться к человеку, если он не благоговеет перед святыней? Благодать пойдет к тем, которые ее чтут. «Не дадите святая псом» (Мф. 7:6) – говорит Священное Писание. Преуспеяние невозможно, если отсутствует духовная чуткость.
И вот еще в чем будьте внимательны: садиться на кресты и наступать на них нельзя. Евреи делают обувь с крестами, изображенными часто не только на подошве снаружи, но и изнутри – под каблуками и подошвами. И денежки плати и кресты попирай! Они же раньше делали погремушки, на которых с одной стороны был Христос и Божия Матерь, а с другой – петрушка. Несчастные люди видели Христа и Богородицу и покупали эти погремушки своим детям. Младенцы бросали погремушки на пол, наступали на них, пачкали их…
– Геронда, может ли человек в чем-то иметь благоговение, а в чем-то нет?
– Нет. Если благоговение настоящее, то человек имеет его во всем. Неблагоговение не стоит на месте, развивается к худшему. Человек развивается или в добром, или в злом…
А какое благоговение должны мы питать по отношению к иконам!
Говоря «благоговеет перед иконами», мы подразумеваем, что он благоговеет перед Тем, Кто на ней изображен. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была прислонена икона, и уже принимает Благодать, а кто-то может иметь самую лучшую икону, но не получать пользы, потому что у него нет благоговения. Один может получить пользу от обычного Креста, а другой, не имея благоговения, не получит пользу от самого Животворящего Древа
Прп. Паисий Святогорец