Информация об авторе: Монах Моисей Святогорец (Μωυσής Αγιορείτης) родился в Афинах в 1952 году. На Святой горе монашествовал около тридцати пяти лет. Иконописец, поэт, критик и писатель. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены на многие языки и награждены. По просьбам митрополий, университетов и обществ имел ряд выступлений как в Греции, так и за рубежом. В качестве докладчика принял участие в 80 конференциях. Занимал должность архиграмматея (старшего секретаря) в Священном Киноте Святой Горы. Двадцать лет являлся главным редактором святогорского журнала «Протат» и членом известных обществ. Около двадцати пяти лет являлся Старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш, где ранее занимал должность Управляющего. Считается самым плодотворным современным святогорским писателем.
1 июня 2014 года монах Моисей Святогорец преставился о Господе на Святой Горе Афон.
Монах Моисей Святогорец.
Христос пришел в мир как Искупитель и Спаситель. Сегодня, две тысячи лет после Его прихода, Он остается практически неизвестным в мире, поддельным, реформированным, измененным, фальшивым благодаря некоторым или многим людям, которые находятся рядом с нами. Бог – не тиран, не начальник, не жестокий, не страшный, не является недоступным, непримиримым и неизвестным христианской религии, разным конфессиям и многочисленным сектам. Он не блаженно отдыхающий на седьмом небе, не далекий, не трудный, не безразличный, не чужой. Христос не бог гуманизма, рационализма, схоластики, западной философии.
Он – Бог любви. Он верховный и первый Основатель любви к врагам, чужим, рабам, одиноким, заключенным, бедным, бездомным, нагим, голодным. Он первый Основатель любви к больным, престарелым, безработным, малоценным, разным, – всем людям. Он благовестил – не просто на словах – единство всем и миру, превосходящее ум каждого человека. Он воплощает великое жертвенное самоприношение. Он принимает человека безусловно, полностью, свободно, представляет его боголюбимым и хочет, чтобы он стал святым. Он дает ему смысл и священную цель – божественную жизнь (то есть обожение). Призывает всех через самопознание и братопознание к богопознанию и богопринятию. Он совсем не любит мнимое смирение, лицемерие, самодостаточность, благочестивую маску и лжесвятость. Он особенно любит чистое смирение, невинность, естественность, чистоту, аутентичность и достоверность. Он постоянно увещевает изобличать, критиковать, укорять себя. Он призывает к постоянному размышлению, к молитве, к покаянию, к умилению, к благоговению и постоянной памяти о смерти. Он хочет нашей приверженности и преданности, всей нашей любви, чтобы наше сердце было пустым от любви к чуждым вещам, и чтобы мы имели добрые, чистые, прямые и неподозрительные помыслы. Он не хочет быть случайными и периферийным богом нужды, а Богом нашего бытия, средоточием нашей жизни, – Тем, Кто везде находится и все исполняет, Сокровищем благ и Подателем жизни. Ему никогда не нравились склонность к самооправданию, властолюбию, славолюбию, плотолюбию, корыстолюбию, нечеловеколюбию, небратолюбию и нечадолюбию. А еще Ему никогда не нравились ни лукавые, ни утилитарные, ни индивидуалистические, ни эгоистические условности, с притуплением совести, что человек ничего не может сделать с существующим злом. Он произнес строгие слова о создающих и ищущих скандалов, о легко раздражающихся людях, о лицемерах, моралистах, почитающих Бога единственно в бесплодных внешних формах. Он Бог, Который нежно целует и искренно обнимает врагов, Который ест вместе с грешными мытарями и разговаривает с блудницами. Несмотря на то, что является Учителем, Он наклоняется и омывает ноги Своим ученикам, говорит не столько о вчерашнем дне, сколько о завтрашнем, не позволяет, чтобы доставали нож из ножен для отмщения и надеется на покаяние блудницы. Он никогда не делает разницы между людьми. Говорит одинаково о грабителях, о несправедливо обвиненных, о богатых, о сребролюбивых, о скупых, об алчных и о немилосердных людях. Также и о бедных, которые ропщут и имеют огромное желание богатства. Он хочет, чтобы люди были совершенно свободными. Решительно порицает людей, которые злоупотребляют властью. Уважает уникальность и сакральность неповторимости человеческой личности и не обращается к безличной массе. Предпочитает проживание отвлеченным идеям, опыт теоретическим знаниям, живой пример молчания всяким высокопарным и красивым словам.
Вифлеемские пастухи были простыми, небогатыми и нестяжательными людьми, ночью они стерегли свое стадо и первые узнали о Его Воплощении. Волхвы с Востока, которые действительно были опытными мудрецами и были изумлены знамениями неба и величием Бога, стали первыми истинными Его поклонниками. Простодушные, скромные и презренные иудейские женщины стали первыми свидетелями Его трехдневного Воскресения. Известная своей бурной жизнью самарянка становится первой потрясенной и тронутой слушательницей, не столько тайнами своей личной жизни, сколько тайнами Бога. Этой самарянкой была равноапостольная мученица Фотина.
Христос продолжает обличать книжников и фарисеев, Он осуждает их, разоблачает. Отказывает им в их желании, чтобы Иисус был таким, каким они хотят Его видеть: чтобы Он не исцелял в субботу, чтобы вообще не исцелял, чтобы был человеком, злоупотребляющим властью, чтобы был истребителем врагов, ценил фарисеев, а не укорял, чтобы Он был ответственным, а они безответственными людьми, которые ищут только знамения без усердной личной борьбы, без поиска и самопожертвования, без веры в то, что для достижения святости нужно потрудиться, и она не является данностью…
Христос искажен – особенно на Западе, но и не только там – в улыбчивом начальнике на кассе Фонда для бедных или в злом обществе. О Принесении Себя в жертву Господь говорит как о бескровной, таинственной, духовной и живой Жертве ради жизни мира, но не такого мира, который определяется финансовым, социальным и психологическим благополучием. Всемогущий стал немощным, согласно словам св. Ефрема Сирина. Тайну Богочеловека Иисуса можно ощутить только в богослужении и в пламенной молитве. Он стал таким, как мы, чтобы спасти нас, исцелить нас, подружить нас с Богом. Богатый стал бедным, чтобы обогатить нас Своей бедностью, как прекрасно пишет великий Павел к Коринфянам. Он стал человеком для того, чтобы мы стали богами, подчеркивает св. Афанасий Александрийский.
Несмотря на то, что вероисповедание человека теперь не фиксируется в документе, удостоверяющем личность, а теперь хотят исключить и вероучение из школьной программы. Остается только вера во Христа. Одна вера, но относительная и часто неопределенная, абстрактная, выбранная с корыстной целью в случае необходимости.
«Нам многого не нужно! Мы же не богословы», – такие слова можно услышать от людей, которые участвовали в сборе подписей о сохранении фиксации вероисповедания в греческих документах, удостоверяющих личность, и от людей, которые завтра будут собирать подписи о сохранении вероучения в школах. Многие специалисты, такие как учителя, врачи, считают христианство полезным, безопасным, помогающим удовлетворять материальные и духовные потребности человека. Другие, вспоминая свою строгую мать или бабушку, когда вырастут, отвергнут Христа как ненужного, отягчающего и скучного, или сохранят память о Нем ради своего «здоровья», или будут вспоминать во время праздников Рождества Христова и Пасхи. (Естественно, некоторым строгая мать или верующая хорошая бабушка могли, наоборот, помочь вернуться ко Христу). Теперь начнут снимать иконы с изображением Христа со стен в школах, судах и больницах как ненужные в свободном, веротерпимом, нерелигиозном, атеистическом обществе, – обществе без Христа. (Разумеется, наихудшим является удаление образа Христа из сердца, это начало нового большого иконоборчества).
Большое количество хороших христиан выбирают определенные, удобные для себя отрывки из Евангелия и исключительно по-своему их толкуют, в соответствии со своей личной потребностью, выгодой, со своим мнением и своей эпохой. Искатели пользы – лжеучители, это не только известные еретики, которые узурпировали Божью истину, запятнали образ Его Божественного Лица и опасно Его затуманили. Христос стал раздражителем в обществе потребления. Это становится очевидно, когда начинают говорить об аскезе, воздержании, благодаянии и смирении. За искажение образа Христа несут ответственность многое люди, но и мы несем за это ответственность. Христос говорит о любви, свободе и смирении. Мир постоянно поступает деспотично, алчно, надменно, корыстно и без внутреннего спокойствия. Христос принимает как христиан Своих настоящих учеников, Его детьми являются те, кто действительно может любить. Любовь является главной особенностью, эмблемой, знаком верующих, лучшим свидетельством их идентичности. Христос мешает людям, поэтому они находят предлоги ограничить Его, изолировать, использовать в исключительных случаях, не желают, чтобы Он был Главой их жизни. Безвкусная жизнь христиан является «наилучшей» проповедью перед безразличными людьми. Когда и христиане усиленно борются за лучшее место под солнцем, за почести, славу, богатство, власть и признание, они не подают пример духовного возрастания, единства и зрелости Христа.
Подмененный Христос, понятый в соответствии с нашими представлениями о Нем, а не Тот, Кто действительно является Прообразом нашей собственной природы, подменяет и жизнь. Мы думаем, что Христос таков, каким мы его себе вообразили, и в случае чего Он может разозлиться, разгневаться, отвернуться от нас и наказать нас. Поэтому мы по-разному пытаемся подкупить, умилостивить Его. Понимаете ли вы масштаб ошибки? Какая ужасная подмена, что наши отношения с Богом сводятся к дешевой сделке! А иногда такому пониманию способствуют ошибочные традиции и богословски неверные проповеди.
Евангелие, вольно или невольно искажено, неправильно интерпретировано и объяснено многими, – эти люди создали такой образ Христа, Который не отражает реального Богочеловека. Реальный Христос – непостижимый. Евреи ждали Его как правителя, мессию и разрушителя. Он показал себя иным, не соответствовавшим их представлениям о Нем, поэтому Его отправили на Голгофу.
«Как поклоняться бессильному, распятому, побежденному, умершему?» – некоторые задаются таким вопросом.
И до сего дня Христос является «соблазном и безумием». Он нас удивляет, ужасает, потрясает. Мы можем сказать, что Его молчание, отсутствие, бездействие, бессилие вселяет в нас ужас, но мы не видим, что Его молчание является говорящим, что Его кажущееся отсутствие является динамичным присутствием, Его бездействие является самым большим самопожертвованием, а Его бессилие является силой Победителя.
Еще во время Своей жизни на земле Христос был неправильно понят. Его называли едящим и пьющим, одержимым демоном, особенно книжники и фарисеи, и вообще правящий класс, власть. Простые люди были увлечены Учителем, Который первым воплощал в жизнь то, чему учил. Его учение сопровождалось чудесами, и Учитель впервые не говорил начальническим, авторитарным тоном, но спокойно беседовал со всеми. Вышеуказанные господа не позволяли себе так общаться с людьми. Они считали особенно предосудительным беседовать с мытарями и блудницами. Отзывчивость, доступность, терпеливость нового Учителя очень их раздражала и поспешным судом, который был организован с привлечением лжесвидетелей, был приведен к Кресту Господь. Христоненавистники, как они думали, избавились от своего раздражителя, Того, Кто подрывал их авторитет, ставил под сомнение их власть, осуждал высокомерие, наглость, уловки, угрожал их земному благоденствию. Они не могли стерпеть, чтобы кто-то осуждал их лицемерие и смело обличал их жажду власти. Они осудили, обвинили и умертвили своего Разоблачителя и продолжили спокойно жить своей беспокойной жизнью.
Христос категорично говорит, что нельзя изменить людей, если сначала не изменишь себя. «Очисться сам, а затем очищай»,– говорит св. Григорий Богослов. Как красиво говорит св. Серафим Саровский: «Найди мир в своем сердце и тысячи людей будут спасены!» Св. Исаак Сирин говорит: «Помирись с собой, и небо и земля помирятся!» Речь не идет о психологическом росте или философских идеях, направленных на самопознание и самоочищение, а о богоугодном образе и жизни в неразрывных отношениях с живым Христом, в Его освобождающей Истине и Его спасительной Любви.
Если кажется, что Христос незнакомый, далекий, скрытый, то не нужно этого бояться. Это не значит, что Его нет, что Он не чувствует, не знает, не видит и не слышит. Проживание Его отсутствия является отправной точкой для ощущения Его присутствия. Подумайте об отсутствующем Христе, Который везде присутствует и все наполняет.