В шестое воскресенье по Пасхе Церковь празднует чудо Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сотворенное над слепым от рождения, которое, подобно бывшему с самарянкой и расслабленным, тоже совершилось при посредстве воды. Произошло же оно так.
Когда Христос в беседе с иудеями объявил Себя равным Отцу и сказал: «Прежде чем был Авраам, Аз есмь» (Ин.8:58), те уже собираются побить Его камнями. Однако Господь удаляется оттуда, потому что ещё не пришел час Его. А немного ранее Он говорит о Себе, как о Свете: «Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). И слова Свои подтверждает, когда видит слепца, родившегося совершенно без глаз.
Ученики спрашивают Его: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» (Ин.9:2), ибо слышали, как Он говорил расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше» (Ин.5:14), а также знали из Писания, что грех родителей на детях (Иер.32:18). Христос отвечает, что он слеп для того, «чтобы на нем явились дела Божии (ср.: Ин.9:3), то есть Мои». Этим Господь показывает, что никто из людей самостоятельно не может верно судить ни о ком и ни о чем. Ведь падший ум человеческий, отделенный от Бога, находится в полной тьме и не способен даже увидеть себя самого таким, какой он есть, пока Сам Господь не призрит на него.
Тем более от него сокрыта премудрость промышления Творца о судьбах мира.
Плюнув на землю, Христос помазывает слепому места, где следовало быть очам, и посылает его умыться к источнику Силоам. Этим Спаситель являет, что Он и есть Тот, Кто при начале бытия взял прах от земли и сотворил человека. Творит же не только телесные глаза человеку, но и даёт движение его духовному зрению.
Слюной же, а не водой пользуется, дабы ясно было, что благодатная сила – от слюны Его, а не от воды, и потому еще, что имел намерение послать слепца к Силоаму. Умыться же его понудил с тем, чтобы никто не приписал исцеления тамошней земле и грязи. И к Силоамскому источнику отправляет ради многочисленных свидетелей исцеления, ибо многих должен был встретить человек, когда шел с очами, помазанными грязью. Некоторые же толкуют так, что слепой после омовения не удалил с глаз грязь от смешения слюны с землей, но сама грязь эта при соприкосновении с водой изменила свою природу таким образом, что образовались глаза.
«Силоам» в переводе с еврейского означает «посланный» (Ин.9:7), ибо купальня та находилась вне Иерусалима. При Езекии, когда враги осадили город и захватили источник Силоам, вода там иссякла. Пока находившиеся внутри города не выкопали колодцы и водосборные рвы, всякий раз, как посылали туда кого-нибудь по велению пророка Исайи, вода тотчас выступала и могла быть почерпнута, если же кто приходил сам по себе, а тем паче враг, истечение прекращалось. Потому и Христос, желая показать, что Он — от Бога пришел и волю Отца творит, посылает слепого туда, и тотчас открывается ему свет. Так ветхозаветные события, и название купели, данное ей, прообразовательно указывали на чудо Спасителя, пославшего слепца умыться.
Соседи и знакомые человека, увидев его прозревшим, находились в сомнении. Он же признал, что раньше был слеп, и когда спрашивали его о причине прозрения, то врачевателем болезни своей объявил Христа. Стоило фарисеям услышать о столь дивном чуде, как Спаситель вновь подвергся хуле за несоблюдение субботы, ибо чудо над слепым совершилось, по обычаю Господню, в день субботний. Одни, ввиду происшедших чудес, говорили, что Иисус от Бога. Другие же считали, что не от Бога Он, поскольку не хранит субботу, не понимая в действительности, что такое истинное хранение субботы и что перед ними творит Сам Бог, установивший субботу.
Иудеи спрашивают бывшего слепца и его родителей, которые боятся сказать что-нибудь в пользу Христа, чтобы не быть отлученными от синагоги. И чем больше хотят книжники скрыть чудо, бросить на него тень, чем больше ищут доказательств того, что ничего такого не сотворил Господь, тем сильнее, вопреки своему желанию, делают исцеление явным.
И так, когда они не смогли доказать невозможность такого дела Христова, говорят слепому: «Воздай славу Богу (что Он тебя исцелил) мы знаем, что Человек Тот (Иисус) грешен» (ср. Ин.9:24) — то есть признай, что не от Христа исцеление.
Но человек говорит: «Не знаю, грешен или нет, одно знаю, что я, быв слепым, благодаря Ему вижу» (ср.: Ин.9:25). Иудеи, не унимаясь, снова спрашивают, как произошло чудо, а человек, уже раздосадованный их поведением, не страшась их, начинает спорить и даже обличать их, говоря в защиту Господа: «Никто от века не отверзал очи слепорожденному» (ср.: Ин.9:32). Иудеи же, разозлившись на то, что не могут противоречить ему, осмеяли его и выгнали из синагоги.
Христос же, зная обо всем этом, находит его и завершает дело исцеления, призывая человека к вере и открывая ему Себя.
В толковании другого смысла события слепец — это люди из язычников, которых Христос исцеляет от неведения и дарует им веру, приходя к ним после благовествования еврейскому народу, многие люди которого отвергли Его. И делая из слюны и земли брение, показывает, что Он Сам, как Бог, подобно капле, сошел на землю, то есть принял человеческое естество, которое везде в Священном Писании называется землей. Совершив же все дела спасения Сам в мире и научив людей, после преподал Божественное Крещение, каковое есть Силоам.
Исцеленный человек Христом прославляется как смиренный, как тот, кто признает свою бывшую слепоту, то есть греховность, и всю славу и все ведение приписывает Исцелившему. Господь Сам противопоставляет такого человека иудеям и подобным им людям, которые ослеплённые гордостью своей, заявляют, что они все видят, знают и понимают и нет в них тьмы греха: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы… Если бы вы (говорящие, что вы видите и знаете) были слепы (то есть смирили бы себя и признали свою гордыню и слепоту), то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:39, 41)