Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры! Вот уже позади Великий пост; вот уже позади наше приготовление к встрече самого важного в жизни Церкви события, Воскресения Христова. Сколь прекрасные чувства переполняют наше сердце. И чем более усердным было наше приготовление, тем более радуется сердце наше, тем более дух наш входит в сию великую тайну Божию. Сколь великое утешение он получает в ней! Ведь задумаемся, возлюбленные, что означает для нас Воскресение Христово? В церковной жизни ничто, ни одно событие не лишено смысла, и все связано с нашей жизнью.
Наша жизнь нелегка, мы переносим множество искушений и падений. Мы видим, насколько сильно зло в мире нашем. Оно идет за нами по пятам, и сколько бы мы не старались одолеть его своими силами, ничего у нас не получается, но стоит нам лишь воззвать к помощи Божией, как она тут же, незамедлительно, начинает действовать, облегчая нашу жизнь. Искушения утихают, злые языки умолкают и зло отступает от нас, а проблемы, которые до этого казались неразрешимыми, решаются сами собой.
Это мы видим на примере всего человечества. После грехопадения прародителей мы видим все бессилие человечества в борьбе со грехом. В последние времена Ветхого Завета, пред нами предстает картина практически поверженного человечества, бессильного что-либо сделать. Люди ожидали пришествия Мессии. Безусловно, не все они до конца понимали, кого ждали, но ждали человека иного, который бы переменил существующий мир и его порядки, дал бы ему новое дыхание. И это состояние человечества было немой просьбой, немым воззванием к помощи Божией. И тогда мы видим начало исполнения обетования Божия. Сначала в мир является Мария Дева, избранная для того, чтобы стать Материю «Сидящего на престоле», затем Иоанн Предтеча и, наконец, в мир приходит Спаситель Мира — Богомладенец Иисус.
В самой жизни Иисуса Христа мы также видим, насколько велика сила князя мира сего. Дьявол, предвидя свое поражение, попытался умертвить Христа еще в младенчестве, по самом Его рождении, а затем противоборствовал Ему всю жизнь, воздействуя на Него чисто внешним образом, через мир и людскую ненависть. И вот мы видим результат: мы видим, казалось бы, победу дьявола над Христом, мы видим смерть Спасителя на кресте.
Что же получается, дорогие братья и сестры? Неужели сила дьявола настолько велика, что он не только нас, грешных, мучает всю жизнь и в итоге приводит к смерти, но и Самого Господа Иисуса Христа сумел победить и умертвить? Безусловно, нет! Смерть Господа на кресте была лишь временной победой дьявола, когда зло видимым образом восторжествовало над добром. Ведь после крестной смерти Спасителя последовало Воскресение. И в событии сем мы видим два важнейших для нас значения.
Первое заключается в том, что мы видим в Воскресении Христовом незыблемое свидетельство о Божественности Иисуса Христа, ведь Господь не был воскрешен кем-либо, но воскрешает Сам Себя, поскольку Он есть Сын Божий, Он есть Сам Бог. Он — Творец, который в Себе Самом содержит все могущество. И могла ли смерть преодолеть или удержать Силу Божества? Не могла, и поэтому Господь Иисус попирает смерть, Он разрывает узы ее, Он вдыхает вечную жизнь в смертного человека. И в воскресении Спасителя мы видим самое яркое и убедительное свидетельство того, что вера наша, вера христианская, вера православная есть вера, утвержденная Самим Богом, Богом Истинным, Спасителем, Богом неба и земли и всех сил их, Богом воскресившим Самого Себя из мертвых и тем самым поправшего смерть и силу дьявола.
Лишь в свете Воскресения все события, бывшие до этого, приобретают смысл и вес. Теперь становятся понятными слова ап. Павла: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14). Ведь без Воскресения Христова были бы тщетны и бесплодны и проповедь и Благовестие. В этом случае все учение Христа было бы красивой, но, по сути, неудавшейся попыткой облагодетельствовать человечество, еще одним мудрствованием, еще одним философским течением, не способным приблизить людей к полноте жизни.
Именно из-за такого фундаментального значения Воскресения Христова многие противники христианства стремятся опровергнуть этот факт. Будь то евреи, распространившие слух о краже учениками тела Христа из гроба, или современные нам сектанты или иные, отличные отучения православного религиозные течения. Любой человек, принимающий даже нравственное учение Христа, но отрицающий Воскресение, оказывается неспособным спасительно усвоить благую весть Евангелия в целостности.
Мы называем Воскресение Христово также еще и Пасхою. Это наименование не случайно и имеет глубокий, прежде всего символический характер и смысл. Из ветхозаветной истории мы с вами знаем, что Пасхой евреи именовали событие избавления от плена Египетского. Накануне Исхода каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи не только евреев, но и всех людей, всего рода человеческого. В этом и заключается коренное отличие Пасхи еврейской от Пасхи новозаветной. В Пасху еврейскую были истреблены язычники, а спасены евреи, в Пасху же новозаветную спасаются и язычники, и евреи, и все человечество, уничтожаются грех и смерть.
Из Воскресения Христова мы также видим и то, что Воскресение само по себе входит в Божественный замысел о мире и человеке. Ап. Павел в послании к Коринфянам называет Христа «первенцем из умерших». Христос — первый вошедший в Царствие Божие Человек, но не единственный и не последний, Воскресение есть достояние всех людей благодаря Христу.
Как пугает нас смерть! Нам кажется, что с нашим уходом из этой жизни наступает небытие, тьма, конец всему. Но смерти нет, за ней следует свет воскресения.
Не будем бояться испытаний и страданий в нашей жизни, не будем отчаиваться, видя в нашем мире торжество зла. Ведь зло лишь призрак, дьявол повержен и в силе своей беспомощен, теперь он, словно загнанный зверь, предчувствуя скорую свою кончину, мечется из стороны в сторону, стараясь увести с собой в муку как можно больше людей, отвратив их от Бога, чтобы не остаться ему одному и использовать оставшееся время, чтобы до возможного предела совершить зло. Главное, что теперь от нас требуется — отвернуться от него, отвернуться навсегда, просить у Господа помощи в борьбе со своими страстями и похотями и всецело последовать за Христом, ибо сказал Он: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). И потому всякий, кто отвергся от себя, отвергся от грехов своих и следует за Христом, не боится дьявола, поскольку имеет заступником своим Бога Всевышнего, не отвергшийся же себя и следовательно, не могущий следовать за Христом, во власти дьявола пребывает и служит ему. Это назидание всем нам, как уже крещенным, так и тем, кто только собирается креститься. Вера христианская, вера православная не есть вера топчущегося на месте человека, поскольку не сказал Господь «стой на месте», но сказал «следуй за мной»; вера наша есть вера постоянного движения вперед, постоянного духовного совершенствования себя, топчущийся же на месте и говорящий «Господи, Господи» в прелести пребывает, о таких сказал Господь: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф. 15:8).
В свете Воскресения, вера Христианская открывается как истинная религия, единственная, приводящая как отдельно взятого человека, так и все человечество в соединение с Божеством. Она неразрывно соединяет нашу земную жизнь с вечной жизнью, с жизнью бесконечной, с жизнью в Боге.
Автор: Благочинный Азнакаевского округа иерей Антоний Суворов.