Пасхальное послание митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла

Пасхальное послание митрополита Казанского и Татарстанского КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри!

Всечестные пресвитеры и диаконы!

Боголюбивые иноки и инокини!

Дорогие братья и сестры!

Очистим чувства и узрим Христа,
сияющего неприступным светом Воскресения,
и «радуйтесь» явственно услышим от Него,
воспевая песнь победную:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В день светоносного праздника Воскресения из мертвых Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа приблизимся к Нему, выходящему из гроба, как жениху, и отпразднуем вместе с торжествующими небесными воинствами Пасху Божию спасительную (из канона Пасхи, песнь 5). Приблизимся к Нему — Источнику вечного света и Подателю Жизни, чтобы вслед за Ним из царства греха и мрака войти в радость блаженной вечности, во Святая святых горнего храма Небесного Иерусалима, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседекову (Евр. 6, 20).

Святитель Лев Великий в своем Пасхальном слове наставляет нас словами: «Обновившийся да не возвращается к шаткой ветхости; да не оставляет своего дела взявшийся рукою за плуг, но да простирается к сеемому и не взирает на оставленное. Никто да не впадает снова в то, откуда восстал, но хотя бы из-за плотской слабости доныне лежал в некоторых болезнях, пусть проявит твердую решимость исцелиться и подняться».

Ныне человечество наоборот усердно трудится над созданием новой идеологии и новых понятийных баз. Целые институты, лучшие умы прогрессивного мира ломают голову над тем, как назвать или узаконить грех, чтобы он перестал казаться таковым. Из-за этой подмены мы перестаём видеть мерзость и пагубность греха, и именно потому Великий пост являет нам красоту преображения, поиска утраченной правды, нового обретения себя — об этом нам говорят преподобный Андрей Критский и преподобная Мария Египетская, а также многие другие учителя покаяния и исправления. Сам Господь Своим славным Воскресением провозглашает нам такую истину, которую невозможно понять иначе, под которую нельзя подвести иной смысл — можно только принять или не принять факт Воскресения Христова как окончательной и бесповоротной победы над злом. И теперь мы должны дать свой ответ на эту радостную весть — что для нас значит Воскресение Христово? Кем мы являемся по отношению к этой победной истине? Чему мы в этом случае радуемся?

Сейчас важно не только обрести истину, но и осознать её в современном мире, мире, в котором простое человеческое общение превращается в технологию лжи и превращения народа Божия в безумствующую толпу, упивающуюся неправдой и затыкающую свои уши на слышание Истины.

Господь кротко рушит то, что человек пытается построить по своей гордыне против Бога. Общественное мнение никак не поможет нам оправдаться при встрече с Небесным Судьёй, ведь всякая неправда разрушится, как разрушились врата ада, когда во ад сошел Христос. Мы можем сколько угодно возводить построения лжи, но Он — камень непреложной истины, и «кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф 21:44).

По благости Божией мы, православные христиане Татарстанской митрополии, живем в мире и тишине, в братском единении наших народов, пользуемся помощью и поддержкой руководства нашей Республики, за что мы неизменно выражаем ему признательность и благодарность. Однако те события в мире, свидетелями которых мы были на протяжении всего периода Великого поста, ясно показывают нам, что в качестве твердой почвы под ногами не стоит надеяться лишь на внешние обстоятельства, ибо все в нашем мире переменчиво. Замечательно сказал об этом преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне: Бывший прежде на престоле — ныне на гноище, обнаженный и изъязвленный; имевший многих детей и знаменитый — вдруг остался без детей и без крова (песнь 4-я). Подтверждение этому мы видели на протяжении последних лет нашей с вами жизни.

Почему так происходит? Не от оскудения ли веры в нас? Веры, благодаря которой наш народ выжил среди бесчисленных войн, эпидемий, природных и политических катаклизмов. Веры, от которой с такой легкостью современный человек отказывается даже без каких-либо видимых гонений, а исключительно в угоду новому идолопоклонству, культу комфорта и потребительства. То, что в сравнении с Вечностью, для которой сотворен человек, является ничтожной пылинкой, вдруг делается для нас «концом света», затмевающим память о подлинном конце этого мира, за которым нас ждет Суд Божий и жизнь бесконечная.

В эти святые дни приложим усилия к тому, чтобы пробудиться от этого греховного сна, встанем и поспешим навстречу Христу, подобно мироносицам приступим к Нему, ухватимся за ноги Его и поклонимся Ему (Мф. 28, 9) со слезами покаяния и слезами радости. Пронесем слово о Христе Воскресшем среди этого мира, во грехе лежащего, постараемся хоть немного рассеять его тьму светом нашей веры и добрых дел.

В эти пасхальные дни я особенно прошу вас не забыть о нуждах наших братьев и сестер, лишившихся родного дома и имущества из-за боевых действий на территории Украины, Донецкой и Луганской республик. Многие из них в качестве беженцев прибыли на нашу Татарстанскую землю. В дни сбора помощи для них в наших храмах внесем свою посильную лепту, а главное — своей деятельной борьбой с грехом и своим искренним покаянием послужим делу торжества Божественной правды, помня, что сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). Вера, радостное исповедание которой мы многократно слышим в эти пасхальные дни:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+Кирилл
митрополит Казанский и Татарстанский

Пасха Христова 2022 года, град Казань