Почему перед Причастием нужно три дня поститься? Правда ли то, что накануне Причастия после 12 часов ночи нельзя пить даже воду?

Во всяком Таинстве человеку дается благодать, но в таинстве Причащения происходит самое тесное соединение человека с Богом, какое только возможно для человека на земле.

Но благодать Таинства не действует насильственно: от самого человека требуются благое расположение и крепкая вера. Необходимое расположение достигается с помощью специального приготовления к великому Таинству. Готовясь принять Господа, нужно приготовить для него чистое сердце, чистую совесть..

В Святых Тайнах христианин вкушает «источника бессмертного», то есть делается способным и достойным бессмертной и блаженной жизни.
Эта блаженная жизнь начинается для причастника еще здесь, на земле, и продолжается за гробом.
Вот почему к Причащению нужно тщательно готовиться, иначе оно может быть в осуждение, а не во спасение.

Подготовка к таинству Причащения называется говением. Оно включает в себя пост, молитву и покаяние.
Что касается поста, то по сложившейся в наше время традиции перед Причастием верующие постятся три дня. В это время не вкушается мясо, молоко, яйца и продукты из них. Верующие, которые сугубо постятся, не вкушают еще и рыбу.

Необходимо понимать, что пост телесный ничего не стоит без поста духовного.
В дни говения не следует посещать увеселительные мероприятия, слушать музыку.

Верующий человек прилагает особые усилия к борьбе со страстями, устраняется от непотребных мыслей и разговоров. Необходимо примириться как с обиженными вами, так и с обидчиками, смиренно испросив у всех прощения; творите дела милосердия (благотворение, милостыню, посещение больных и др.), старайтесь больше узнать о богослужении, о поведении в храме и т.д. В эти дни супругам следует воздержаться от супружеских взаимоотношений.
Лучше всего время говения проводить в чтении духовных книг.

Часто у верующих возникает вопрос: почему именно три дня поста, а не больше или меньше? Установившаяся практика не всегда существовала в Церкви. Сравнительно недавно в церковной практике бытовал срок говения в семь дней, а изначально не было никакого установления по поводу поста перед Причастием вообще.

Пост был духовным упражнением личного характера. Это связано с глубиной христианской жизни верующих.

В первые века верующие причащались ежедневно или на каждой Литургии, на которой присутствовали. Есть даже канон, предписывающий причащаться за каждой Литургией, нарушение которого влекло за собой строгие церковные прещения.
Но постепенно люди стали отходить от этого правила, и сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда даже воцерковленные люди приступают к Святым Тайнам раз в месяц или четыре раза в год.

Христиане первых веков не разрывали повседневной жизни с церковной, они ощущали живую потребность в приобщении Святых Таин.
Это давало свои плоды: уровень духовной жизни был очень высок.
В наше время требуется больше труда по очищению своего сердца, чтобы сподобиться достойного причащения Святых Христовых Таин, поэтому в церковную традицию вводятся правила.

Существует также понятие литургического поста, которое заключается в том, что с полуночи накануне перед Причастием ничего не едят и не пьют, так как принято приступать к Святой Чаше натощак.
В праздничные дни, на Пасху или Рождество Христово, продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов.
А как быть, если кто-нибудь, постившийся для приобщения Святых Таин, умываясь, нехотя проглотил немного воды, — должен ли таковой причаститься? У святителя Тимофея Александрийского в каноническом послании дается такой ответ: «Должен.
Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».

Часто у верующих возникает вопрос относительно приема лекарств перед Причастием.
Здесь следует помнить, что никакой прием лекарств не нарушает литургического поста, даже утром, если это необходимо (например, диабетикам и проч.) так как это не еда, а необходимость, продиктованная человеческими немощами. Но все же нужно посоветоваться со священником.

Следует отметить, что каждый человек, желающий приступить к Святой Чаше, должен поисповедоваться накануне или утром перед службой и при возникновении вопросов должен обратиться за советом к священнику.