29 мая совершается память Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
(переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе)
Такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет более нигде на территории России. Русской Голгофой назвал Бутово Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и по его благословению в 4-ю субботу по Пасхе на Бутовском полигоне ежегодно совершается торжественное празднование Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
О Бутовском полигоне нельзя думать и оставаться равнодушным или говорить, как о заурядном явлении в нашей истории. В нашей общей с вами истории. За годы советской власти страна переживала разные периоды. Были и такие, от которых берет дрожь. Большой террор, «ежовщина», расстрелы… Есть несколько точек на карте нашей страны, окрашенных в бордово-красный кровавый цвет от произведенных там массовых казней, как виновных, условно-виновных или виновных по законам того времени людей — то есть безвинных. Одно из таких мест — Бутовский полигон. Сюда ежедневно нескончаемым потоком привозили людей для расстрелов и захоронения. Бутовский полигон уникален в том смысле, что на территории России нет больше места, где почивали бы мощи такого большого числа святых. В четвертую субботу по Пасхе Русская Православная Церковь чтит память Собора святых новомучеников, в Бутове пострадавших.
О Бутовском полигоне и о его страшном предназначении широко известно стало относительно недавно — лишь в 90-е годы прошлого столетия. Когда-то, задолго до революции, на этих землях располагалась красивая усадьба купцов Соловьевых, которые основали здесь знаменитый конный завод. Затем поместье и все прилегающее хозяйство выкупил Иван Иванович Зимин, продолживший дело коневодства. После революции конный завод был национализирован, здесь образовался совхоз, снабжавший продовольствием сотрудников НКВД. В 1930-е годы часть этих земель была огорожена колючей проволокой — что за ней происходило, знали единицы.
30 июля 1937 года вышел совершенно секретный приказ НКВД СССР № 00447 — «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». На 19-и листах машинописного текста описано: кто и как должен быть арестован, репрессирован или расстрелян после рассмотрения дела тройкой. В конце документа подпись — «Народный комиссар Внутренних дел Союза ССР генеральный комиссар государственной безопасности Н. Ежов». На основании этого приказа с августа 1937 по октябрь 1938 года была проведена самая кровавая операция НКВД СССР, страшным итогом которой стали сотни тысяч расстрелянных людей. Всего за годы «большого террора» 1,5 миллиона (!) человек были арестованы органами НКВД, почти все из них осуждены, больше 600 тысяч человек казнены, причем, огромное число людей убиты безвинно.
Первые жертвы на Бутовский полигон привезли в августе 1937 года. Каждый день здесь происходили массовые расстрелы осужденных. Уничтожали заключенных ранним утром — десятками, а иногда и сотнями. Известно, что 28 февраля 1938 года был установлен некий кровавый рекорд — убиты в один день 562 человека. Сначала траншеи для трупов копали вручную, но когда человеческих сил перестало хватать, рыть братские погребальные окопы стал экскаватор — большой дефицит в те года. Тела расстрелянных людей складывали в эти траншеи по пять слоев, каждый засыпая чем попало, иногда даже мусором.
На полигон привозили заключенных из тюрем Москвы, Московской области, а также из Дмитлага — это многочисленное лагерное объединение, которое было предназначено для строительства канала Москва-Волга. Заключенные Дмитлага строили канал Москва-Волга и ждали обещанного освобождения после ударных темпов работы. Но вместо этого их привезли в Бутово для расстрела. По прибытии осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом людям объявляли приговор, сверяли данные и фотографию.
О Бутовском полигоне среди местных жителей ходили слухи, что там, возможно, какой-то продуктовый секретный склад. Эти домыслы возникли из-за того, что заключенных туда привозили в грузовиках с надписью «Хлеб». А вот к звукам огнестрельных выстрелов жители тех мест привыкли. Дело в том, что с 1934 по 1937 год в Бутовском полигоне происходили учебные стрельбы. Может быть, действительно, без фальши, здесь было место для спецподготовки сотрудников НКВД, а, возможно, таким образом местных заранее «приучали» к выстрелам.
Ежедневно на полигон грузовики привозили осужденных. За 14 месяцев здесь был расстреляны и захоронены 20 762 человека! Именно сюда из Москвы везли так называемых «церковников» — священников, монахов, храмовых работников и просто верующих людей, как православных, так и иных конфессий. На Бутовском полигоне за религиозную деятельность только по линии Православной Церкви были расстреляны около 1000 человек, среди них семь епископов, около 600 священников, остальные — монахи и миряне. На сегодняшний день прославлены в лике святых 332 человека, в том числе и миряне.
Сонм угодников Божиих, расстрелянных в Бутове, возглавляет священномученик митрополит Серафим (Чичагов), он был канонизирован первым. Святому на момент расстрела было 82 года. Патриарх Алексий II назвал Бутовский полигон антиминсом под открытым небом. И действительно, здесь везде покоятся мощи святых, убиенных за веру. Они не отреклись, не отказались, а стойко, до последнего дыхания следовали за Христом — на крест, конечно, но через него, как по лестнице,вознеслись на Небо. Неслучайно и еще одно сравнение почившего Патриарха о Бутовском полигоне — «Русская Голгофа». Так это место до сих пор и называют.
Здесь были казнены: последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов), после закрытия Лавры еще 17 лет живший в Загорске (ул. аворского,33). По его благословению около 50 вернувшихся из ссылок и тюрем Лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях Загорска. Иерей Владимир Амбарцумов — один из основоположников преподавания для глухонемых, дед настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Священномученик Серафим (Чичагов), Митрополит Петроградский — человек самых разных талантов – воин, музыкант, композитор, живописец, писатель. В историю всемирного православия он вошел как автор «Серафимо- дивеевской летописи», которую написал по указанию дивеевских блаженных и по окончании которой сподобился чудесного явления самого преподобного Серафима. Незадолго до своего ареста Владыка сказал: «Православная Церковь переживает сейчас время испытаний. Многие страдают за веру, но это – золото очищается в горниле испытаний.
Помимо «церковников» на Бутовский полигон привозили для расправы тех, кто когда-то служил при царе. Железная идеологическая машина начисто вырубала все то, что напоминало о прежнем режиме. Со дня революции прошло уже более 20-и лет, все эти люди старались мирно дожить свой век, однако не тут-то было.
Истреблялся здесь и другой вредоносный классовый элемент — кулаки. Конечно, к 30-м годам прошлого столетия уже не было никаких кулаков, они были уничтожены в процессе коллективизации. Однако оставались те, кто явно или косвенно не соглашался с колхозным строительством, «раскулаченные» или их родственники, по каким-то причинам избежавшие наказания в прошлые десятилетия. Как правило, это были простые крестьяне и рабочие, неграмотные, беспартийные. Расстреливали целыми семьями, от подростков до стариков.
До 1,5 тысяч человек, расстрелянных на полигоне — это инвалиды. В январе 1938 года с санкции властей над ними началась тайная расправа НКВД. В те годы инвалидов в обществе было много — не так давно кончилась Первая мировая война, прошла революция. Многие после этого остались калеками. Пенсий и пособий тогда не было. Естественно, они попрошайничали на улицах, чтобы хоть как-то прокормиться. Но это запрещалось советским законом, и таких людей арестовывали. В лагеря их не брали, поскольку они были нетрудоспособны. Инвалидов сажали в тюрьмы, но эти места заключения были переполнены настолько, что люди спали по очереди. Тут и было принято решение, как избавляться от этого ненужного «балласта» — дела инвалидов переделывались из административных и легких уголовных в политические. Они были объявлены врагами народа, и партиями отправлялись на Бутовский полигон для расстрела.
Постепенно тайна о Бутово раскрылась. Хотя, наверное, не полностью… В 1993 году бывшая спецзона «Бутовский полигон» была открыта для посещений. Весной 1994 года установлен большой поклонный крест, у которого начали совершаться панихиды по убиенным. Через год территория Бутовского полигона была передана Русской Православной Церкви. Тогда выстроили и освятили деревянный храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
27 мая 2000 года на Бутовском полигоне состоялось торжественное богослужение под открытым небом, которое возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были совершены Божественная литургия и панихида по убиенным — последняя перед их прославлением, которое состоялось на Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. Тогда были канонизированы 120 человек, за последующие годы число Бутовских новомучеников, вошедших в число святых угодников Божиих, удвоилось. В 2004-2007 годах в центре бывшей спецзоны, к югу от территории захоронений, по проекту архитектора Михаила Кеслера был возведен каменный двухэтажный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.
Над погребальными рвами ежегодно в день новомучеников, в Бутово пострадавших, совершается торжественное богослужение, возглавляемое Святейшим Патриархом, в котором принимают участие десятки архиереев и сотни священнослужителей Москвы и Московской области. В этот день сюда стекаются тысячи паломников. Богослужение проходит под открытым небом.
В 2017 году на Бутовском полигоне открыт мемориал «Сад памяти». Там на гранитные плиты нанесены имена всех пострадавших здесь в годы сталинских репрессий. Понадобилось создать памятник в 300 метров и высотой выше человеческого роста, чтобы увековечить на граните имена всех 20 762 человек!
Каждый день календаря Русской Православной Церкви отмечен именами новомучеников и исповедников российских ХХ века, а память им совершается в лучшем случае десять раз в году. Память же древним святым мученикам, жития которых мы уже совершенно забыли, тем не менее, совершается значительно чаще. Слава Богу, есть приходы, в которых почитание новомучеников есть. Но в целом мы живем другими заботами и другими чаяниями.
Как изменить ситуацию? Нужно прилагать усилия, нужно рассказывать об их подвиге, нужно чтобы в храмах были иконы новомучеников, чтобы мы молились им. Нам необходим пример людей, близких нам по времени и месту жительства, обладавших теми же способностями, что и мы. Но, в отличие от нас, они были действительно преданы Богу и поэтому сохранили образ и подобие Божие, человеческий облик и достигли Царствия Небесного. Это просто необходимо в мире, в котором мы живем, и который все быстрее и быстрее отходит от Бога.
Святые Бутовские новомученики — пример крепкой непоколебимой веры для нас сейчас, для будущего поколения, и для всех тех, кому, может быть, придется выбирать между спокойной сытной жизнью и отказом от того, что предлагает современный мир.
Ублажаем вас, преподобнии мученицы, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.
Святые мученики, в Бутове пострадавшие, молите Бога о нас!