Первое воскресенье Великого Поста посвящено воспоминанию окончательной победы иконопочитателей над ересью иконоборчества. В этот день Церковь, по словам митрополита Антония Сурожского, празднует «победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения». Это богослужение представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.
История праздника и чин Торжества Православия
Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу.
Этот праздник связан с важнейшей победой ортодоксальных христиан над иконоборцами в IX в.
Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.
Иконоборческая ересь, появившаяся в VIII веке в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия, подвергнутая жесточайшим гонениям, больше 100 лет боролась за возможность изображать на иконах Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых. Православие было восстановлено в правах на торжественной службе в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста 843 года.
Чин Торжества православия совершается на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, лежащими на аналое. Это провозглашение торжества Православной Церкви над всеми существовавшими когда-либо ересями и расколами, подтверждение догматов и постановлений всех семи Вселенских соборов.
Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Предание анафеме не является проклятием: при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.