Третья подготовительная неделя Великого поста. Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.
Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.
В ходе церковного года мы вспоминаем события истории нашего спасения, которые уже находятся в прошлом: Благовещение, Рождество Спасителя, Его Крещение и выход на общественное служение, жертвенная смерть и Воскресение.
Но одно событие, которое мы вспоминаем в Церкви, еще только должно произойти — и произойти со всеми нами. Мы все станем его свидетелями, и более того, будем вовлечены в него самым непосредственным образом.
Это событие, которое называется Последним судом. Мы привыкли к тому, что его называют Страшным. Но это событие также является и невыразимо радостным.
Христос приходит в этот мир во славе, чтобы исцелить, спасти и преобразить его. Долгие века греха, смерти и боли оказываются позади; все ужасы и трагедии человеческой истории приходят к концу, чтобы никогда более не вернуться. Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», «жизнь вечная и блаженная», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы мы смогли бы ее вместить.
Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас. Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить.
Мы не можем преобразить себя сами; но Бог сделал все, что нужно для нашего спасения: Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, Он создал Церковь, вознесся к Отцу, ниспослал нам Святого Духа. Мы призваны довериться Богу — и тогда Он сделает нас благословенными. Он глубоко изменит нас, и тогда мы услышим на Суде: «Приидите, благословенные».
Господь говорит о том, чем благословенные отличаются от проклятых, те, кто войдут, от тех, кто останется «во тьме внешней»: благословенные проявляют действенную любовь к ближним. Это значит, что они являются людьми, для кого в радость служить Богу и людям.