Воспитательный потенциал православной педагогики

Воспитательный потенциал православной педагогики

К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен в своих работах закрепляют тезис о созидательной роли воспитательного процесса, ключевой задачей которого становится побуждение к  освоению и сохранению культурных и национальных традиций. Н.А. Бердяев полагал, что культура русского народа  имеет религиозные основы,  с этим мнением согласны многие отечественные и зарубежные философы и культурологи (С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Г.П. Федотов, А.С. Хомяков, С. Грахам,  К. Онаш, Г. фон Экардт).

Основу российского жизненного уклада, ментальности и многовековых традиций составляет религиозное мировоззрение, что предопределяет высокую  роль педагогики и образования в воспитании у подрастающих поколений ценностного отношения к православной культуре.

В христиански ориентированной педагогике центральным является тезис о  первичности духовного начала в человеке. Функции науки и религии в культуре взаимодополняемы: наука является источником инноваций, религия же выступает хранителем традиций. Инновации невозможны без опоры на традицию и через институциализацию включаются в традицию. Об этом же свидетельствует диалог светской и религиозной парадигм в истории педагогики.  По нашему мнению, современное российское образование  требует интеграции духовных и светских основ для воспитания личности в традициях российской культуры.

Православное воспитание — это организованный непрерывной процесс становления личности, направленный на достижение духовно-нравственного совершенства и способствующий спасению личности на основе веры и знания для жизни на земле и в вечности. Воспитательный потенциал православной педагогики трудно переоценить, он формируется в целостности веры и знания, раскрытие информации о Боге, мире и человеке дает возможность выработки обучающимися ценностных ориентаций в процессе становления и развития личности, способной к осознанному свободному самоопределению в нравственно-должном и духовно-совершенном.

Таким образом, в инновационном поле современного образования наиболее эффективным и перспективным представляется православный подход. Современное православное общеобразовательное учреждение можно рассматривать как инновационный проект, в котором осуществляется синтез традиции и инновации, православной и светской педагогики. Одновременное внедрение Стандарта православного компонента общего образования и Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) является показателем укрепления статуса православной школы и ее особого места в системе общего образования России.

Заметим, что в начале своего становления каждая православная школа самостоятельно определяла содержание и объем программ по основам православной веры и другим вероучительным предметам. На первых этапах развития православного образования это было оправдано и, кроме того, предоставило возможности приобрести опыт, создать программы, найти интересные, авторские методы преподавания.

Частное Общеобразовательное Учреждение Религиозной Организации «Альметьевская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «Православная гимназия во имя святого равноапостольного князя Владимира города Альметьевска» представляет собой новый тип светского общеобразовательного учреждения, в деятельности которого сочетаются образование детей, основанное на современных педагогических технологиях и, кроме того, духовно-нравственное воспитание в православных традициях. Отличительной особенностью гимназии является обучение и воспитание детей на основах православной веры и соответствующей ей жизни в Церкви. Основное усилие православного воспитания направлено на развитие духовной жизни ребенка. Одна из основ духовного роста личности связана с приобщением к соборности — литургическому опыту Церкви.

В связи с этим в структуру административного управления гимназии, помимо должности директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе, включена должность духовного попечителя (духовника) гимназии, являющегося лицом, организующим направления, содержание, формы и методы духовно-нравственного образования и воспитания учащихся. Православное воспитание не отделяет воспитания церковного от воспитания ребенка в «малой Церкви» — семье. С семейным воспитанием столь же тесно связано и воспитание в гимназии.

Гимназия, оказываясь между двумя важнейшими центрами детской жизни — храмом и семьей, призвана гармонизировать церковную и мирскую жизнь. Только общие слаженные усилия прихода, семьи, гимназии могут увенчаться успехом в деле православного воспитания. Тройственная направленность образования в Российской Федерации  воспитательного процесса, определяемая основополагающими целями функционирования гимназии и социальным заказом, позволяет вывести формулу концептуальной идеи воспитательной деятельности: «Православный христианин. Заботливый семьянин. Ответственный гражданин».

Основополагающей целью воспитательной деятельности Гимназии является формирование качественно образованной, высоконравственной, творческой личности, стремящейся к жизни по заповедям Божиим, способной к самоопределению и самореализации, готовой активно и благотворно влиять на состояние современного общества, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Библиографический список

  1. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. Учебное пособие для студентов. – М.: Владос, 2001.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С.6. — 7. Там же. С.11.

Автор: Директор Православной гимназии Альметьевска, к.э.н., доцент Надежда Жилина